Запись по телефону:
+ 7 (8332) 64-17-95 
+7 (922) 668-61-91
Екатерина Пластеева - врач-психотерапевт, гештальт-психолог

Полярное мышление - что это такое?

Полярное мышление - что это такое?

По моим наблюдениям в практике - это когда человек старается находиться только в одной плоскости: быть хорошим всегда, быть умным всегда, быть правильным всегда, быть сильным всегда, быть правым всегда, быть приятным всегда, нравиться всем всегда… Можно перечислять долго. Человеку чаще всего страшно быть на противоположном полюсе. Понятно, с чем борешься - туда и попадаешь. И в следующий раз человек еще больше старается контролировать свои проявления, в конце концов, он становится зависимым от всего, от всех, что сможет его перебросить в этот злополучный полюс. Он принимает решение подстраиваться ко всем и ко всему, "что его спасет". Полярное мышление питает конформизм, шаблонное мышление, делает человека примитивным, страдающим.

 

          Мне показались очень интересными фрагменты работы с моими клиентками по полярному мышлению. Возможно, Вам будет интересно посмотреть их видение полярностей, и всю шкалу между полярностями.


Творческая работа Ирины. Ирина использовала для шкалы образы сказочных героев.

кавычки голубые.jpg Шкала «эгоист-альтруист» на примере сказочных персонажей.

Egoists.jpg altruists.jpg

 Начнем с суперэгоиста лорда Воландеморта из Гарри Поттера . Он представляется убийцей, садистом, террористом, психологическим вампиром всемирного значения, влияет на массы людей, очень жесток.

Далее следует Снежная королева из одноименной сказки. Она - тиран, поработитель, психологический вампир. Легко ломает волю людей.

Следующий персонаж по мере убывания эгоизма- Царица из сказки Пушкина "Сказка о мертвой царевне". Ее цель - быть первой. Крайне амбициозна, она нацелена на устранение конкурентов любой ценой, победить любой ценой.

Лиса из сказки "Заюшкина избушка"- "Захватчик". Захотела владеть чужим имуществом и выгнала прежнего владельца. "Захватчик" отнимет у другого, приберет к рукам желаемое.

Далее следует старуха Шапокляк. Она - хулиган, любит повредничать и поехидничать. Помните: "кто людям помогает, тот тратит время зря..."

Мачеха из сказки "Золушка" или "Морозко"- домашний эксплуататор. Относится как к прислуге к падчерице, управляет мужем, но любит свою дочь и многое для нее готова сделать сама.

Последний эгоист в шкале - Лиса из басни "Ворона и лисица". Она "манипулятор".

 Граница эгоист-альтруист, золотая середина, гармонично развитые люди - два персонажа:

Пример первый - это Солдат из сказки "Каша из топора". Он – «предприниматель", человек, который умеет договариваться.

Второй- Крокодил Гена. Символизирует доброго человека, но с кулаками: если заденешь - может показать и зубы.

 Самая "легкая" степень альтруиста - Золотая рыбка из сказки Пушкина. В жизни это отзывчивый, доброжелательный человек, "спонсор". Пожалеет и поможет, если не наглеть.

Далее Кот Леопольд. Он демонстрирует еще одну грань доброты - великодушие. Его" сильная" сторона- прощение.

По мере повышения градуса альтруизма следует Илья Муромец. Он - "защитник" (слабых, отечества и т.д.)

Далее - Доктор Айболит. Он "миссионер". По собственной воле уехал работать в далекое опасное место, не получает зарплаты, не имеет никаких условий труда. Трудится за идею.

Завершает шкалу крайний вариант альтруизма и его сказочный персонаж - Данко из рассказа Горького. Он - герой – альтруист, способен расстаться со своей жизнью ради других людей.


Это творческая работа Татьяны: «Я либо лучше всех, либо хуже всех» или полярность моего мышления.

кавычки голубые.jpg Мне всегда хотелось быть лучше всех, но так как это, конечно же, невозможно, в те моменты, когда я была не «королевой бала», я ощущала себя полнейшим лузером. На лицо полярность мышления – либо ты лучше всех, либо хуже, третьего никак не дано. Таким образом, данная особенность несколько мешала мне в жизни и требовала срочной проработки, о чем и пойдет речь ниже.

 На сеансе психотерапии было предложено расположить фигурки в порядке возрастания их «звездности», охарактеризовать персонажа и написать, почему я их поставила на то или иное место. Среди отобранных мною фигурок были абсолютно разные: безрукая негритянка и ангелок, монашка и первоклашка и т.д. и т.п. Хотя в порядке описания некоторых я переставила, после окончания работы я чётко знала: почему каждому отвела данное место. Итак, преступим. Правда тут я расположила в порядке убывания «звездности», от этого суть не меняется.

IMG_20150604_135505обр.jpg

Негритянка – хотя была безрукой, она знала себе цену. Зачем ей смотреть или слушать кого-то? Она сама лучше всех знает, что ей нужно, поэтому добивается всего легко и непринужденно. При этом она уважает других, трудяга, упорно идет к своей цели. Ах, да, она легко привлекает к себе внимание в любой компании. Любые ее поступки, даже нелепые, воспринимаются как яркие и экстравагантные.

Ангелок – приятная девочка, всеобщая любимица. Она тоже знает чего хочет, однако, отличается некоторой ленью, а также нередко бывает эгоистичной.

Монстр – он большой пакостник, злой гений. У него есть как и поклонники его «таланта», так и враги, но равнодушным к нему никто не останется.

Первоклашка – хулиганистая девчонка, иногда ей приходится слушать папу, маму и учительницу, но частенько она делает то, что на самом деле хочет.

Мальчик - послушный мальчик, всегда слушает маму и папу, порой у него нет своего мнения, но от этого он еще лучше в глазах окружающих. Но так как он еще маленький, то не все потеряно.

Лошадка - всю свою жизнь она безропотно возит других людей, иногда ей все надоедает, она может захотеть скинуть всех, но все-равно этого не делает. В тайне мечтает о свободе.

Мяч – мячик странное существо, вроде бы мяч, но с руками и ногами. Куда его кинут - туда и летит, сам он давно уже не выбирает направление своей жизни. Сначала он хотел что-то изменить, сейчас он понял, что все бесполезно.

Безногий маленький дракон – его никто не замечает, его как будто нет, да и сам он давно уже не знает:  существует ли он на самом деле…

Монашка – вся она растворилась в других людях, ее как будто нет, она живет чужими мыслями и мечтами, она существует лишь для того, чтобы помогать окружающим, без этого смысл ее жизни был бы потерян.

 Проанализировав все то, что я написала, я поняла, что к понятию так называемой «звездности» я отнесла внутреннюю уверенность в себе, в своих действиях, самодостаточность. Этим на 100% обладала безрукая негритянка, и на 0% монашка.

 Интересно, что описывая всех этих героев, я оставила в центре промежуток и мне страшно захотелось написать туда слово Я. Так я еще добавила свою фигурку. Почему посередине? На тот момент я решила, что раз меня «колбасит» по этому поводу, и я никак не могу определиться: кто я – «лузер» или «звезда», место мое ровно посередине.

 А дальше? А дальше мне предложили написать в каких ситуациях я -негритянка, а в каких монашка, в каких ангелок, а в каких первоклашка…

 Вообщем, написать в каких ситуациях я каждая из этих фигурок. Как? Ведь внутри я думала, что место мое ровно посередине.

 Было нелегко, но я вроде бы справилась.

Я – негритянка. Бывают моменты, когда я на самом деле лучшая. Иногда я все-таки выигрываю в каких-то соревнованиях, бываю настоящей «королевой бала» на вечеринках и окружена большим вниманием людей.

Я – ангелок. Сразу вспомнилась моя бабушка. Мне кажется, что при общении с ней я становлюсь вот таким вот милым ангелком, при чем до сих пор. Желания, которого мигом исполняются.

Я – монстр. От ангела сразу переходим к монстру. Иногда, когда меня заставляют что-то делать, я этого непросто не делаю… я еще могу и напакостить. А специально, чтобы неповадно было.

Я – первоклашка. При общении с родителями, я вот именно такая. С одной стороны часто слушаюсь, но с другой стороны, про себя тоже не забываю.

Я – мальчик. При общении с вышестоящими людьми, преподавателями.

Я – лошадка. Долгое время я была такой с сокурсниками. Когда я просто никому не могла отказать в помощи: давала списывать, делала за них задания, не писала пропуски в журнал.

Я – мяч. Порой, я попадаю в среду людей, которые напрочь на слышат мое мнение. Тогда я просто перестаю его озвучивать, и приходится соглашаться со «звездами».

Я – Дракон. Бывали случаи, особенно в каком-то новом обществе, я оставалась незамеченной. Меня как будто не было там, среди тех людей, настолько они были заняты собой и другими персонами.

Я – монашка. Настроение у меня разное. Порой наплывает настоящая тоска и мысли о бесполезности своего существования. Вот тогда мне хочется помогать людям, раствориться в них, чтобы хоть как-то забыть о бессмысленности своей жизни.

 Таким образом, я нашла ситуацию под каждого персонажа. Получилось.И как оказалось, я могу быть в ситуации любой фигурки. Больше меня не бросало из крайности в крайность. Я могу быть любой, и это прекрасно!"

Вы можете поисследовать свои полярности подобным образом. Можно использовать для себя данные работы, если подойдут. Я думаю, вы узнаете много интересного о себе, появится большая осознанность и большая свобода быть самим собой.

Удач Вам в исследованиях СВОИХ шкал бытия!

С уважением, Екатерина Пластеева   © Специально для сайта Psy-plasteeva.ru

Нравится 0
Комментарии(0)
Назад к списку статей